ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛИЗМА – современный этап развития мировой капиталистической системы, особенности которого как новой формы социальной организации человечества обозначились в конце ХХ века.
“Глобализация” в буквальном переводе c английского (the globalization) означает “распространение во всем мире”, “всемирнизация” (от английских “the globe” – мир, земной шар; “global” - мировой, всемирный; французский термин с таким же смыслом – “la mondialisation” от “le monde”, “mondial”).
Термином “глобализация” в последнее десятилетие двадцатого века стали обозначать совокупность ряда явлений и процессов капиталистического развития, сфера распространения которых выходит за рамки отдельных государств, охватывает целые регионы, континенты и – реально или в тенденции – приобретает мировой (планетарный) масштаб.
В настоящее время анализ социальных аспектов глобализации сводится, как правило, к изучению её различных социальных последствий. Сама же глобализация понимается как становление единого всемирного хозяйства (всемирно организованных производства, торговли, финансов, рынка труда и пр.) на базе и в результате использования новейших технологий. Прижившийся в литературе термин “глобализация экономики” отражает именно этот – сугубо экономический (точнее даже, экономико-технологический) подход к определению сущности и содержания глобализации.
Социальная сущность глобализации состоит в формировании единого во всемирном масштабе и существенно нового типа социальных взаимоотношений – новой социальной формы жизнедеятельности человечества – в результате и при решающем воздействии монопольного распоряжения ключевыми средствами и условиями развития мирового сообщества крупным международным капиталом и структурами, представляющими его интересы и цели.
Основная прогнозируемая черта новой социальной формы жизнедеятельности человечества (если не удастся перевести ход всемирной истории в подлинно гуманистическое русло) – глобальный тоталитаризм.
Обозначилось и наиболее вероятное устройство глобального тоталитаризма: устойчивое разделение человечества на две неравные части – немногочисленную касту созидателей (господствующую касту) и многочисленную касту оттеснённых в социальную резервацию (См. Социальной резервации теория). Господствующая каста созидателей (по прогнозам – в конечном счете, не более 20% населения планеты) будет субъектом исторического творчества, а оттеснённые в социальную резервацию (по прогнозам – в конечном счете, до 80% населения планеты) лишатся возможности быть субъектами исторического творчества, участниками созидательной общественной практики (См. Практика). Участие в созидательной деятельности человечества станет привилегией господствующего меньшинства.
О формировании во всемирном масштабе социальных взаимоотношений тоталитарного типа свидетельствуют следующие главные тенденции (направления развития).
1) Разрушается обособленность национальных рынков труда и национальных систем социальной защиты населения. Создаётся всемирное пространство конкуренции за рабочие места, уровень оплаты труда, социальные гарантии, экологическую безопасность.
2) Всё большее число стран фактически лишается государственного суверенитета, теряет экономическую и политическую независимость. Подрываются и разрушаются системы национальных и международных демократических институтов, создаются предпосылки для тоталитарного перерождения демократических форм и способов жизнедеятельности.
3) Социально-трудовые отношения трансформируются в сторону усиления эксплуатации, обновления и ужесточения её форм. Возрождаются докапиталистические и появляются новые формы принудительного, подневольного труда, новые способы угнетения и господства, произвола и насилия над личностью.
4) Образование устойчиво “лишнего” для капитала (как организатора общественного воспроизводства) населения происходит не только на периферии мировой капиталистической системы, но и набирает силу в развитых странах. Социальная резервация становится наиболее вероятным обликом будущего для большинства населения и в бывших колониях, и в бывших метрополиях.
5) Оттеснение в социальную резервацию (“ис-ключение” из созидательной деятельности, из созидающего общества) происходит в разных формах:
возникает широкий слой населения с вынужденно-нетрудовым (в тенденции – принудительно-нетрудовым) характером жизнедеятельности. Это не временно безработные (“резервная армия труда”), а в лучшем случае временно занятые, труд в жизни которых носит эпизодический характер;
распространяются суррогатные, человекоподобные (виртуальные, как теперь говорят) виды деятельности, разнообразные занятия, имитирующие интеллектуально-творческую и социально-политическую активность;
развивается потребительство, стандартизирующее личность, зомбирующее людей.
Перечисленные тенденции – не побочные и не случайные следствия современного капиталистического развития. Они складываются как результат социально направленного отбора и использования соответствующих новейших технико-технологических возможностей, финансово-экономических механизмов и социальных технологий – отбора, социально направляемого интересами крупного международного капитала-монополиста.
Система постиндустриального глобального тоталитаризма, социальная резервация для большинства – реальная историческая перспектива развития системы капиталистической эксплуатации. Антигуманность этой перспективы невозможно вычленить на основе трактовок, сводящих суть эксплуатации к присвоению результатов чужого или результатов неоплаченного наёмного труда. Так узко (а совсем точно – узко-предпринимательски) понимаемая эксплуатация может и не понадобиться для организации жизнедеятельности причастных к созидательной деятельности. Оттеснённым же в социальную резервацию средства существования и псевдоразвития будут доставаться либо без всякого труда, либо за занятия, имитирующие общественно-полезную деятельность.
Из сугубо экономического (экономико-технологи-ческого) подхода к пониманию существа глобализации вытекает ставшее модным утверждение, что глобализация объективна, неизбежна, что выступать против неё –это значит выступать против естественного хода общественных процессов, против научно-технического и экономического прогресса, пытаться повернуть историю вспять. Отсюда делается вывод: надо использовать положительные стороны глобализации и направлять усилия на смягчение, ликвидацию и, по возможности, на предупреждение её отрицательных социальных последствий.
Такое стратегическое видение игнорирует классовое различие положения субъектов общественного действия и их коренных интересов. Требуется, напротив, ясное понимание тесной связи отрицательных (по гуманистическим критериям) сторон глобализации с интересами крупного международного капитала, который осуществляет политику глобализации, руководит на деле этим процессом. Требуется ясное осознание закономерной связи отрицательных социальных так называемых “последст-вий” современной стадии формирования единого всемирного хозяйства с общественной формой, в которой осуществляется этот процесс.
Позиция “борьбы со следствиями” позволяет отвоёвывать что-то для трудящихся тех или иных регионов, стран, отраслей, корпораций. Но непременно – лишь временно или же за счёт ущемления интересов других частей населения планеты. Преодоление таких антигуманных тенденций, как разрушение демократических институтов, эскалация социальной резервации, невозможно без перехода демократических общественных движений, в том числе профсоюзного движения, на конструктивную платформу, ориентирующую на перелом социальной направленности развития мирового сообщества.
Глобализация делает настоятельной самоорганизацию трудящихся не только в национальных масштабах, но и в интернациональном и мировом масштабах. Она вызвала к жизни в конце ХХ века новые, широкие по составу протестные социальные движения, самоопределяющиеся как оппозиционные глобализации (антиглобалистские) или неолиберальной глобализации (альтерглобалистские) (См. Движения социальные современные).
Условия глобализации делают всё более настоятельным критический пересмотр идеологии и практики социального партнёрства. Проблема гуманизации целей и способов жизнедеятельности мирового сообщества не может быть решена, если те трудящиеся, которым удастся не потерять работу, будут “партнёрствовать” со своими работодателями (в рамках “своей” ТНК), не заботясь о братьях по классу, работающих в худших условиях, или же не думая о тех, кто навсегда лишился работы и перспектив достойного существования.
Не социальное партнёрство с международным капиталом-монополистом, задающим антигуманный вектор общественного развития, а только общепланетарная классовая солидарность эксплуатируемых трудящихся способна переломить скатывание человечества к глобальному тоталитаризму.
Альтернатива исторической перспективе глобализации тоталитаризма – отказ от социально-политической организации общества на базе отношений “господство- подчинение”, переход в русло последовательно гуманистического развития в целях создания для каждого и для всех членов общества реальной возможности свободного выявления, реализации и развития своих способностей и наклонностей в процессе активной социально-значимой жизнедеятельности (См. Последовательного (революци-онного) гуманизма идеология; Общественное пространство жизни трудящихся классов).
Литература: Глобализация: модное слово или новые задачи для рабочего и профсоюзного движения? – М.: Институт перспектив и проблем страны. 2000; Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Глобализация капитализма как новейший этап социальной организации человечества (глобализация социальной непримиримости). Доклад на научно-геополитической конференции “Глобализация и антиглобализм”. Москва, 9 ноября 2001 г. – М.: Институт перспектив и проблем страны. 2001; Мартин Г.-П., Шуманн Х. Западня глобализации: атака на процветание и демократию. Пер. с немецкого. – М.: Издательский Дом “АЛЬПИНА”. 2001; Перспективы труда и трудящихся в условиях глобализации. – М.: Институт перспектив и проблем страны. 2002; Глобализация и профсоюзное движение. По материалам научно-практических конференций. // Справочник профсоюзного работника. 2002, № 4 – М.: Профиздат. 2002; Ракитская Г.Я. Социально-трудовые отношения (общая теория и проблемы становления их демократического регулирования в современной России). – М.: Институт перспектив и проблем страны. 2003. С 136 – 157; Ракитская Г.Я. Идеология последовательного гуманизма: предпосылки и вероятность реализации – В журнале “Альтернативы”. 2007. № 1. С. 41-49.